Почему детям трудно
читать по-английски?
Большинство детей изучают английский язык как основной, и потому в этой статье мы сконцентрируемся на нём. Конечно, начать читать на английском не так сложно, как, например, на китайском, в котором иероглиф для каждого слова нужно запоминать отдельно. Хотя английский, как
и русский язык, использует буквы для обозначения звуков, это далеко не самый "удобный" язык для чтения. Вот основные причины, почему дети испытывают сложности в работе с англоязычными текстами:
Если вкратце, то чтение на английском — совсем не то же самое, что чтение на русском: догадаться, как именно читаются буквы и их сочетания, зачастую просто невозможно. Кроме того, мнимая схожесть некоторых букв русского и латинского алфавитов при разнице в их произношении (возьмите хотя бы первые буквы — A, B, C), к сожалению, не облегчает задачу, стоящую перед юными лингвистами.
Хорошая новость в том, что правила чтения на английском всё-таки существуют. При этом не обязательно зубрить все 280 комбинаций букв: существуют методики, позволяющие комфортно, в игровой форме освоить основные сочетания и их произношение. Об этих техниках речь пойдёт ниже.
В английском языке 44 основных звука и всего 26 букв для их обозначения (а также, согласно некоторым источникам, 280 устойчивых сочетаний букв).
Хотя, как было сказано выше, школа делает особый упор на чтение на иностранном языке (нередко в ущерб всем прочим языковым навыкам), программа начальной школы не обучает детей правилам чтения и не даёт им достаточно времени и материалов, чтобы они самостоятельно "впитали" эти правила на практике. Таким образом, ребёнок оказывается в свободном плавании: ему тяжело, он "захлёбывается" в непонятном ему материале, не знает, как себе помочь, и ненавидит английский уже с первых уроков.
Действительно, многим детям тяжело даются эти задачи: понимание текста "с листа", поиск и анализ информации в незнакомом материале. Часто это объясняется тем, что базовые навыки чтения у ребёнка развиты недостаточно, все его силы направлены на то, чтобы прочитать правильно — зацепиться за знакомые слова и отгадать, как произносятся незнакомые. В такой ситуации, конечно, никаких когнитивных ресурсов для перевода и анализа текста по ходу чтения не остаётся: даже если ученик знает все слова, он не может встроить их в смысловую цепочку и понять прочитанное, пока не перечитает текст вдумчиво про себя.
Школьная программа вынуждает ребёнка читать чуть ли не с первого урока, но не даёт достаточно времени и адекватных инструментов для освоения навыков чтения.
Прочитать текст — это полдела! Его ещё нужно понять, пересказать, ответить на вопросы…
Далее рассмотрим методики обучения чтению и обсудим, какие из них помогут решить обозначенные проблемы.