Оставьте ваш номер телефона, менеджер перезвонит в ближайшее время
или позвоните нам:
+375 29 77 66 307



Как воспитать счастливого ребёнка?

Интервью с психологом детского IQ- центра MegaLife Натальей Вырковской

Знакомьтесь, Наталья Вырковская эксперт в области семейных и детско

-родительских отношений, психолог международного детского образовательного IQ- центра MegaLife.

Мы говорим о том, как воспитать счастливого ребёнка, который с любопытством и энтузиазмом исследует мир, преодолевает возникающие препятствия, не боится осуждающих взглядов и разговоров.

Первый вопрос, который хочется задать, что же такое счастье?

Приведу научный подход. Нейропсихолог Антонио Дамасио рассматривает его как чувство, точнее, как «внутреннее осознание эмоции». Вы одновременно ощущаете, что вам очень хорошо, и отдаёте себе отчёт в этом ощущении. Всё, что мешает осознавать приятные моменты, не даёт нам быть счастливыми: тревожность, депрессия, суета, из-за которой мы невнимательны к себе, повседневные заботы, вызывающие у нас слишком сильную реакцию.

Получается, чтобы быть счастливым необходимо уметь распознавать свои эмоции?

Не только распознавать, но и уметь управлять ими.
Чем лучше развит эмоциональный интеллект, тем полнее человек может ощутить состояние счастья.
От неумения назвать и объяснить свою эмоцию возникают обиды: «меня никто не понимает», «весь мир против», формируется позиция жертвы обстоятельств.

Наталья, вы назвали термин «эмоциональный интеллект». Расскажите подробнее, что это такое?

Выделяют 5 составляющих Эмоционального интеллекта (EQ):
  1. Самосознание: способность распознавать собственные эмоции, интересы, ценности, идеалы и мотивы поведения.
  2. Саморегулирование: контроль и перенаправление разрушительных эмоций, адаптация к новым обстоятельствам.
  3. Социальные навыки: способность управлять отношениями с другими людьми.
  4. Сопереживание: умение учитывать чувства и эмоции других людей при принятии решений.
  5. Мотивация: способность поддерживать интерес к достижению цели.

Почему раньше не говорили о необходимости таких навыков?

Говорили всегда, но наибольшую ценность навыки приобретают в состоянии неопределённости и перманентности нестабильной ситуации в Мире и стране. Если эмоциональный интеллект развит, то человек не впадает в ступор, депрессию, не пытается снять с себя ответственность, а задаётся вопросом: «Интересно, а как я с этим справлюсь

Как родителям понять, есть ли сложности у ребёнка с развитием эмоционального интеллекта?

Понаблюдайте за его поведением. Например: ребёнок приходит на детскую площадку или в группу детей и долго стоит в сторонке, не включается в игры, прячется, не здоровается, когда приходят гости, боится отвечать у доски, никогда не поднимает руку на уроке. Всё это
— сигналы, что есть трудности.
Если ребёнок:
  • горит желанием познавать мир, задаёт вопросы «А почему?» «А если?»
  • внимательно слушает других;
  • быстро включается в общение в компании сверстников;
  • может естественно выражать свои чувства: открыто смеётся, когда радостно, но не хихикает невпопад, чтобы скрыть или сбросить напряжение;
  • плачет, если больно, обидно, но не переходит в истерику; успокаивается, когда боль стихает, может пояснить, где больно, как больно; может, рассказать в чём обида, готов обсудить, что обидного и как с этим быть;
  • может по мимике, жестам, интонации, мелодике голоса, определить настроение людей, способен к сочувствию, обнимет, если мама устала, возьмёт сумку с покупками, пожалеет малыша, если тот упал;
  • способен контролировать эмоции: не ударит младшего, даже если тот сломал его лучшую игрушку;
  • знает, что ему нравится, и с увлечением занимается любимыми делами;
  • не боится ошибаться, пробует разные варианты, пока не получится хороший результат;
  • без крика отстаивает свою точку зрения;
  • держится естественно, с достоинством,
можно с уверенностью сказать, что у такого ребёнка высоко развит эмоциональный интеллект.

Хорошо. А если заметили сложности, порекомендуйте, когда и с чего начать родителям развитие эмоционального интеллекта ребёнка?

Для начала развития важен первый год жизни ребёнка. Через телесные прикосновения: объятия, поглаживания, ношение на руках, родители закладывают базовое доверие миру и тем самым снижают риск возникновения депрессий во взрослом возрасте.
Есть функции в коре головного мозга, которые развиваются только по подражанию! Так работают зеркальные нейроны. Улыбка, взгляд мамы во время кормления запускают создание новых нейронных связей у ребёнка. Если мама смотрит в телефон, то не происходит стимуляция нервной системы новорождённого. Связи не образуются.
Представьте, что вас постоянно снимает скрытая камера, находящаяся в голове вашего малыша.

Как же вести себя под этим всевидящим оком?

Делать всё играючи. С двух до шести-семи лет ведущая деятельность у детей — игровая. Поэтому, например, готовите еду — проговорите: посмотрим, как кипит водичка, давай булькнем туда морковку/картошку, делаете уборку — давай порычим как пылесос. Приготовление семейного обеда или ужина — это просто кладезь для игр, творчества и обучения работе в команде. Можно уже в этом возрасте начать называть эмоции. «Мишка грустит, у него запачкались лапки, давай его помоем». «А теперь он радостный, лапки чистые! А у Серёжи ручки чистые? Он радостный?»
Приведу пример из жизни, один интеллектуальный папа подключал детей к домашним делам, привлекая фразами: «хочешь, покажу..?» или «ты когда-нибудь видела, как..?» Если развёрнуто, он говорил так: «Хочешь, покажу, какие у сорняков корни длинные бывают?», а потом: «Ты смотри какой, а! Давай так — я выдираю, а ты их вон там складывай вместе». Ребёнку интересно, весело, и не замечает, что домашними делами занят.
Игровая активность поможет предотвратить многие капризы, облегчит жизнь вам, родителям, и позволит дошкольнику естественным путём наработать практический положительный эмоциональный опыт.

Наталья, что скажете о школьном возрасте?

К семи годам ребёнок уже может назвать эмоции: «я радуюсь», «я огорчён», «я злюсь». Задавайте вопросы, чтобы описать, что происходит: «Ты злишься из-за того, что Саша задел твоё самолюбие?» или «Расстроился из-за того, что Таня уезжает на каникулы к бабушке и вы всё лето не увидитесь?».
Чем чаще вы называете свои эмоции, тем скорее ваше чадо познакомится со всем спектром. Вы же помните про зеркальные нейроны :)

А как быть, если родителям сложно назвать свои эмоции?

Я поняла, что есть такая проблема, когда начала вести курсы по развитию эмоционального интеллекта для детей в онлайн-офлайн форматах. В помощь родителям мы создали небольшое пособие, оно идёт в качестве подарка. Однако, оказалось недостаточно, и сейчас уже в разработке специальный курс для взрослых. Научный подход мы сочетаем геймификацию для лучшего усвоения, такая практика работает и для взрослых.

Наталья, поделитесь подсказкой, с какими эмоциями родители могут познакомить детей?

Для начала удобно использовать деление эмоций на 4 группы с обобщающими названиями «Гнев», «Радость», «Печаль», «Страх».
У каждой группы своё назначение:
Страх помогает избежать опасности и выжить;
Гнев — отстоять то, что нам принадлежит;
Печаль позволяет сосредоточиться на решении задачи, попросить поддержку;
Радость демонстрирует открытость к развитию, творчеству и освоению нового.
На стыке групп образуются сложные эмоции, например, кураж, ностальгия. Но это уже высший пилотаж. Достаточно предложенной структуры.

Какие занятия посоветуете для развития эмоционального интеллекта?

Это очень большая тема. У нас в блоге планируется выход отдельной статьи про игры, книги и увлекательные занятия, в ней подробно опишем.

Хорошо, будем ждать. Наталья, и в завершение — несколько напутственных слов

Наши дети будут жить в среде, в которой мы сами никогда не были. Им придётся конкурировать не только с людьми, но и с роботами, искусственным интеллектом.

Эмоциональный интеллект — основное преимущество человека. Он поможет в успешной самореализации, даст ощущение полноты жизни.

«Ключевой навык XXI века — умение быть счастливым. И мы можем сделать так, чтобы наши дети им владели!» — говорит Виктория Шиманская, автор первой российской запатентованной методики по развитию эмоционального интеллекта, и я с ней полностью согласна.